Какая теория обучения характерна для западной педагогики первой половины 20 века
В западной педагогике первой половины 20 века наиболее актуальным разделом старались сделать теорию обучения и сопутствующие вопросы. Способы формирования и применения знаний в образовательном процессе, его принципы, формы организации и взаимодействия участников — все эти вопросы исследовались в рамках научной дисциплины, называемой дидактикой.
- Дидактика и ее разделы
- Педоцентрическая дидактика Дьюи
- Принципы Песталоцци
- Формы организации обучения
- Полезные советы и выводы
Дидактика и ее разделы
Дидактика — это научная дисциплина, которая изучает проблемы обучения и воспитания, а также организацию процессов передачи знаний. Данная дисциплина разделена на несколько направлений, главными из которых являются возрастная педагогика и теория обучения взрослых.
Педоцентрическая дидактика Дьюи
Одной из наиболее значимых теорий обучения, заложенных в основу западной педагогики первой половины 20 века, стала педоцентрическая дидактика Джона Дьюи. Этот подход заключался в том, что учитель должен понимать интересы учеников и стараться адаптировать образовательный процесс к их индивидуальным потребностям. Главные принципы этой теории:
- активность и творческий подход к обучению;
- учет индивидуальных особенностей учеников;
- сотрудничество между учителем и учениками;
- участие учеников в процессе обучения.
Данный подход стал основой для формирования таких важных принципов обучения, как принцип самооценки, саморазвития и самоопределения личности ученика.
Принципы Песталоцци
В западной педагогике первой половины 20 века также нередко упоминалось наследие Я.Г. Песталоцци — швейцарского педагога, который предложил принципиально новую модель обучения. Она заключалась в том, что учитель должен создать в классе дружескую атмосферу и находиться на равных с учениками. Главные принципы Песталоцци:
- природосообразность;
- самоценность личности;
- благородство;
- постепенный и целенаправленный процесс обучения.
Формы организации обучения
В дидактике термин «форма организации обучения» означает способ организации взаимодействия участников обучения. Их многообразие не позволяет составить четкую классификацию форм. При организации обучения в школе часто используют следующие формы:
- фронтальная лекция;
- парная и групповая работа;
- метод проектов;
- круговое общение;
- практические занятия.
Полезные советы и выводы
Западная педагогика первой половины 20 века является одним из главных этапов развития нашей современной системы образования. Педоцентрическая дидактика Дьюи стала основой для выработки новых этических и методических принципов обучения и определила вектор развития западной педагогики в дальнейшем. Несмотря на то, что в настоящее время западная педагогика была пересмотрена, ее ценность при организации обучения в современных условиях остается неоспоримой. Необходимость учитывать индивидуальные потребности учеников, принцип природосообразности и активный творческий подход в обучении являются одними из основных принципов успешного обучения.