Какая теория обучения характерна для западной педагогики первой половины 20 века

В западной педагогике первой половины 20 века наиболее актуальным разделом старались сделать теорию обучения и сопутствующие вопросы. Способы формирования и применения знаний в образовательном процессе, его принципы, формы организации и взаимодействия участников — все эти вопросы исследовались в рамках научной дисциплины, называемой дидактикой.

  1. Дидактика и ее разделы
  2. Педоцентрическая дидактика Дьюи
  3. Принципы Песталоцци
  4. Формы организации обучения
  5. Полезные советы и выводы

Дидактика и ее разделы

Дидактика — это научная дисциплина, которая изучает проблемы обучения и воспитания, а также организацию процессов передачи знаний. Данная дисциплина разделена на несколько направлений, главными из которых являются возрастная педагогика и теория обучения взрослых.

Педоцентрическая дидактика Дьюи

Одной из наиболее значимых теорий обучения, заложенных в основу западной педагогики первой половины 20 века, стала педоцентрическая дидактика Джона Дьюи. Этот подход заключался в том, что учитель должен понимать интересы учеников и стараться адаптировать образовательный процесс к их индивидуальным потребностям. Главные принципы этой теории:

  • активность и творческий подход к обучению;
  • учет индивидуальных особенностей учеников;
  • сотрудничество между учителем и учениками;
  • участие учеников в процессе обучения.

Данный подход стал основой для формирования таких важных принципов обучения, как принцип самооценки, саморазвития и самоопределения личности ученика.

Принципы Песталоцци

В западной педагогике первой половины 20 века также нередко упоминалось наследие Я.Г. Песталоцци — швейцарского педагога, который предложил принципиально новую модель обучения. Она заключалась в том, что учитель должен создать в классе дружескую атмосферу и находиться на равных с учениками. Главные принципы Песталоцци:

  • природосообразность;
  • самоценность личности;
  • благородство;
  • постепенный и целенаправленный процесс обучения.

Формы организации обучения

В дидактике термин «форма организации обучения» означает способ организации взаимодействия участников обучения. Их многообразие не позволяет составить четкую классификацию форм. При организации обучения в школе часто используют следующие формы:

  • фронтальная лекция;
  • парная и групповая работа;
  • метод проектов;
  • круговое общение;
  • практические занятия.

Полезные советы и выводы

Западная педагогика первой половины 20 века является одним из главных этапов развития нашей современной системы образования. Педоцентрическая дидактика Дьюи стала основой для выработки новых этических и методических принципов обучения и определила вектор развития западной педагогики в дальнейшем. Несмотря на то, что в настоящее время западная педагогика была пересмотрена, ее ценность при организации обучения в современных условиях остается неоспоримой. Необходимость учитывать индивидуальные потребности учеников, принцип природосообразности и активный творческий подход в обучении являются одними из основных принципов успешного обучения.

Наверх